МОУ «СШ № 8»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8»
1 сентября 2024 г. в муниципальном общеобразовательном учреждении города Джанкоя Республики Крым «Средняя школа №8» в рамках регионального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование» будут организованы новые места дополнительного образования детей.
Региональный проект направлен на развитие дополнительного образования, сопровождение и поддержку детей, на помощь в самоопределении и ранней профессиональной ориентации.
В нашей школе этот проект будет реализован в физкультурно - спортивном направлении. Это направление мы разделили на возрастные группы. Мы рады открытию новых возможностей для развития детей, укрепления их здоровья и удовлетворения интересов. Это позволит максимально раскрыть потенциал каждого ребенка и помочь ему достичь успеха в области спорта.
Педагог, Кутовой М.А.., будет заниматься реализацией этого проекта, а соответственно, и работать с детьми. На сегодняшний день разработан проект рабочей программы дополнительного образования детей.
Благодаря национальному проекту «Образование» для спортивного направления будет закуплено много нового, удобного, современного оборудования, много другого немало важного оборудования для активных занятий на свежем воздухе.
В соответствии с приказом отдела образования администрации города Джанкоя Республики Крым от 18.11.2024 г. №474/02-01 «О проведении мастер-классов для педагогов дополнительного образования в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» и центров «Точка роста» в 2024 году» и графиком проведения методических объединений в ноябре 2024 года в МОУ «СШ №8» 26.11.2024 года проводился мастер – класс для педагогов дополнительного образования в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» и центров «Точка роста», в котором приняли участие педагоги дополнительного образования:
- Джелилева З.Р. («САПР, включая 3D-прототипирование, создание 3D-моделей, черчение»)
- Пелых Д.Н. («Робототехника»)
- Шихайло С.В. («Шахматы)
Важность развития технической направленности дополнительного образования в школе заключается в том, что в настоящий момент в России развиваются нанотехнологии, электроника, механика и программирование. То есть созревает благодатная почва для развития компьютерных технологий и робототехники. Успех нашей страны в XXI веке определяют не природные ресурсы, а уровень интеллектуального потенциала, который определяется уровнем самых передовых на сегодняшний день технологий.
Уникальность образовательной робототехники заключается в возможности объединить конструирование и программирование в одном курсе. Это способствует интегрированию преподавания информатики, математики, физики, черчения, естественных наук с развитием инженерного мышления. Техническое творчество — мощный инструмент синтеза знаний, закладывающий прочные основы системного мышления.
С сентября 2023 года в МОУ «СШ №8» программу дополнительного образования «Робототехника» реализует педагог дополнительного образования Пелых Д.Н.
В условиях дополнительного образования работа с конструкторами LEGO позволяет учащимся в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. Занятия робототехникой формируют специальные технические умения, развивают аккуратность, усидчивость, организованность, трудоспособность. Проведение массовых мероприятий научно-технической направленности показывает все большую представленность детских проектов по тематике «робототехника и конструирование» LEGO робототехнике. Цель: развитие научно‐технического и творческого потенциала личности ребенка путем организации его деятельности в процессе интеграции начального инженерно‐технического конструирования и основ робототехники.
Педагогические задачи, решаемые при реализации программ по робототехнике в дополнительном образовании:
– познакомить учащихся с основами программирования в компьютерных средах, предоставленных компанией LEGO, и на языках программирования роботов;
− развить умения творчески подходить к решению задачи;
− развить умения довести конструкцию до работающей модели;
−развить умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Реализация программ по робототехнике в образовательном процессе осуществляется с использованием методических пособий, специально разработанных фирмой LEGO для преподавания технического конструирования на основе своих конструкторов. Программы по робототехнике предполагают использование образовательных конструкторов LEGO как инструмента для обучения учащихся конструированию, моделированию и компьютерному управлению. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют учащимся в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель. Готовая модель выполняет поставленную самими учащимися задачу. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии. Программы предполагают использование компьютеров и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Компьютер используется здесь как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для готовых моделей. Учащиеся получают достаточно большое представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем. Методические особенности реализации образовательных программ предполагают сочетание возможности развития индивидуальных творческих способностей и формирование умений взаимодействовать в коллективе, работать в группе.
При освоении дополнительной общеразвивающей образовательной программы по робототехнике необходимо использовать возможность работать с несколькими возрастными группами. Педагогические технологии, которые могут использоваться в образовательном процессе:
- обучение в сотрудничестве;
- проектные методы обучения;
-игровая технология;
-информационно‐коммуникационные технологии.
Выполнение практических работ и подготовка к состязаниям роботов: проектирование, конструирование, программирование, испытание и запуск модели робота, должно проходить при непосредственном консультирования педагога, тщательной подготовки и соблюдения правил техники безопасности. Поэтому необходима организация занятий по подгруппам с учётом индивидуальных особенностей детей разных возрастных категорий: младшая – 10–12 лет. Организуются занятия и подгруппам в объединении, при подготовке к соревнованиям дополнительно проводятся индивидуальные занятия.
Формы занятий, которые необходимо использовать в процессе обучения робототехнике: лекционная - получение учащимися нового материала; самостоятельная – учащиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия, одного или нескольких занятий; проектная деятельность - реализация личных проектов; соревнования - участие детей в разнообразных мероприятиях по LEGO-конструированию.
По окончании изучения курса робототехники учащийся должен:
- знать основы механики, автоматики и программирования в компьютерных средах и на языках программирования роботов;
- уметь собирать модели, используя готовую схему сборки, а также по эскизу;
- уметь создавать собственные проекты и при необходимости программировать роботизированные модели.
Виды и формы контроля результатов изучения дополнительной общеразвивающей программы по робототехнике в учреждении дополнительного образования:
− индивидуальные задания;
− контрольные задания;
− личные проекты;
− участие в соревнованиях и мероприятиях различного уровня. Текущий контроль проходит в виде соревнований в учреждении или выставки роботов, оцениваемых по технологическим картам.
Итоговый контроль в конце учебного года проходит в виде состязаний роботов на итоговом занятии. Соревнования включают в себя проектирование, создание и программирование робота, способного выполнить сложные задания. Результаты контроля фиксируются в протоколах соревнований.
В настоящее время дополнительное образование детей в школе представлено рядом направлений: художественное, естественно-научное, физкультурно-спортивное, социально-педагогическое, туристско-краеведческое. Этот список является открытым и может быть пополнен в соответствии с запросами детей и их родителей.
В МОУ «СШ №8» согласно проекту «Успех каждого ребенка» физкультурно-спортивное направление является одним из направлений деятельности и представлено реализацией программы дополнительного образования «Шахматы», руководителем которой с 2021 года является педагог дополнительного образования Шахайло С.В.
Одной из отличительных особенностей опыта работы педагога является такая организация обучения детей игре в шахматы, при которой каждое следующее занятие является логическим продолжением предыдущего и увлекает детей в мир новых шахматных познаний.
Суть методики педагога обучения детей игре в шахматы заключается в том, что матовые ситуации изучаются не как обычно после знакомства со всеми фигурами (на это уходит 2-3 месяца), а с простейших матовых позиций (с изучения короля и ферзя, короля и ладьи). Все позиции после объяснения решаются самими обучающимися на демонстрационной доске (по 2 человека). Обучение шахматами по такой методике вызывает у детей большой интерес. Дети уже после 3-4 занятий умеют ставить мат, у них вырабатывается такая черта характера, как стремление побеждать.
Занятия шахматами развивают умственные способности детей, фантазию, тренируют его память, формируют и совершенствуют сильные стороны личности, такие качества, как воля к победе, решительность, хладнокровие, стойкость, выносливость, выдержка, терпение, находчивость, сосредоточенность, дисциплинированность мысли, нравственное благородство, честь, мужество, трудолюбие, даже способность к риску, наконец, учат работать с книгой.
Известный педагог В. Сухомлинский писал: «Без шахмат нельзя представить полноценного развития умственных способностей и памяти». А.В. Луначарский говорил:
«Шахматы - это так сказать, борьба на разных началах. Вы имеете такие шансы, как и ваш противник, путем комбинаций, расположения фигур дается возможность бесконечно разнообразного маневрирования, а это приучает человека быть хозяином самому себе, относиться к другому как к серьезному и равному противнику». «Обучение шахматной игре должно быть воспитанием способности самостоятельно мыслить», - считал Эм. Ласкер. А. Алехин сказал: «Шахматы прежде всего учат быть объективными. В шахматах можно сделаться большим мастером лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно также, как и в жизни».
В работе с детьми реализуется концепция здоровьесберегающего обучения. Педагог определяет и фиксируюет психологический климат на занятиях, проводит эмоциональную разрядку, следит за соблюдением у детей правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием видов деятельности в течение занятия. Для повышения умственной работоспособности детей и предупреждения наступления преждевременного утомления проводятся «Суперфизкультминутки», в состав которых входят упражнения по формированию осанки, воздействия на различные группы мышц рук, ног, позвоночника, упражнения на выработку рационального дыхания, релаксационные упражнения для мимики лица и упражнения по снятию утомления со зрительного анализатора.
Для формирования у детей интереса к занятиям, педагог применяет находки своих коллег, обучающих детей игре в шахматы:
- заготовки «Шахматных досок» на бумаге;
- иллюстрации с изображением шахматных фигур;
- магнитные шахматные фигуры;
- задачи на бумажных диаграммах;
- шахматные загадки;
- брошюра «Словарь шахматных терминов»;
- материал для самостоятельного чтения «чемпионы мира по шахматам»;
- электронное пособие (презентация) «Чемпионы мира по шахматам»;
- электронное пособие (презентация) «Лесная шахматная школа»;
- электронное пособие «Суперфизкультминутка»;
- кроссворды;
- интерактивное тестирование;
- стихи о шахматах;
- загадки о шахматах.
Обучение игре в шахматы проходит планомерно и последовательно. Каждое занятие прорабатывается без спешки. Изучение теоретических вопросов сопровождается одновременным разыгрыванием всех примеров на шахматной доске. Если что-то непонятно, происходит повторный и более внимательный разбор изучаемого материала.
Необходимым условием обучения игре в шахматы является последовательность мыслительных операций. Уже на первых порах приобщения к игре юный шахматист убеждается, что одного желания выиграть партию, добиться высокого материального преимущества или провести красивую комбинацию на доске недостаточно. Становится очевидным, что сильные позиционные комбинации не возникают по воле случая, а требуют определенной подготовки, они должны быть обоснованы. Дети начинают понимать, что комбинация возможна лишь тогда, когда накоплен ряд позиционных преимуществ, имеются лучшая координация в действии фигур, перевес в силах на каком-либо участке доски, обеспечено безопасное положение короля. Тем самым шахматы неизбежно учат детей: выбор наиболее правильных решений всегда должен опираться на объективный учет и оценку имеющихся условий.
На занятиях в ходе изучения теоретического материала происходит развитие любознательности. А во время самостоятельной игры обучающихся между собой юные шахматисты учатся понимать, что многих ошибочных ходов или даже проигрыша партий можно будет избежать, если будешь хорошо знать разработанные ранее и уже известные в теории шахмат правила и варианты. Так рождается первоначальное желание ознакомиться с элементарными комбинациями и дебютными ловушками, которые затем перерастают в устойчивую потребность глубокого изучения теории шахмат.
Обучение детей игре в шахматы по дополнительной программе строится на принципах:
· мобильности (играть в шахматы можно в любом месте: на полу, за столом, на отдыхе);
· доступности (игра доступна и по цене, и по организации);
· преемственности (взаимодействие с родственниками юных шахматистов);
· обучение игре в шахматы должно начинаться своевременно и быть постепенным (пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретенного и пользуются им для приобретения нового);
· обучение должно проходить природосообразно, в соответствии с психологическими особенностями обучающихся;
· порядка и систематичности - одно из главных условий успеха в обучении; занятия должны давать достаточно глубокие и основательные знания;
· обучение должно всячески развивать у детей самодеятельность, активность, инициативу;
· обучение должно быть посильным для детей, не чрезмерно трудным и не слишком легким.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме.
Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.
В итоге реализации дополнительной программы «Шахматы» дети осваивают шахматную терминологию, принципы разыгрывания дебюта, тактические приемы, применяемые в эндшпиле, способы достижения матовых ситуаций и объективного результата, овладевают стратегическими позиционными схемами ведения игровой партии.
В настоящее время наиболее интенсивные изменения происходят в области технологий: появилась совершенно новая отрасль – нанотехнологии, широкое применение имеют лазерные технологии, которые с помощью пластика изготавливают модели по своему вкусу и своему применению, а также с помощью проектирования моделей можно создать копию той детали, которой уже нет. Решение поставленных задач невозможно представить без обеспечения должного уровня графической подготовки школьников. Новизна и отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в одновременном изучении как основных теоретических, так и практических аспектов, что обеспечивает глубокое понимание инженерно-производственного процесса в целом.
С сентября 2021 года в школе реализуется программа дополнительного образования детей «САПР, включая 3D-прототипирование, создание 3D-моделей, черчение».
Во время занятий учащиеся рассматривают следующие темы:
- Основы работы с 3D-ручкой. Технологии моделирования (проектирование, создание фигур, а также моделирование в прикладных программах);
- Введение в программу «КОМПАС-3D» (интерфейс программы «Компас 3D», система координат и плоскости проекций, панель геометрии.);
- Геометрические объекты (создание эскизов, создание объёмных элементов.);
- Построение сложных объектов (создание элементов по траектории, создание элементов по сечениям, создание элементов с использованием массивов, редактирование детали, различные операции с деталью.);
- 3D Печать. Принципы работы и устройство 3D принтера. Работа в слайсере. (Печать деталей на 3D принтере.);
- Выполнение индивидуального проекта. (Создание 3D модели с дальнейшей печатью на 3D принтере.)
ЦЕЛь РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Формирование базовых знаний в области проектирования технологических процессов с помощью систем автоматизированного проектирования, включая 3D-прототипирование, создание 3D-моделей, черчение.
По окончанию учебного курса обучающиеся знают:
● основные принципы построения композиции при создании графических изображений;
● основные понятия, типы файлов в программе «КОМПАС -3 D;
● принципы работы прикладной компьютерной системы автоматизированного проектирования «КОМПАС-3D», приемы использования меню, командной строки, панели инструментов, строки состояния;
● основные методы моделирования графических объектов на плоскости;
● принцип работы в системе трехмерного моделирования в программе «КОМПАС-3D», основные приемы работы с файлами, окнами проекций, командными панелями;
● принцип работы слайсеров CURA и Z-Suite.
умеют:
● использовать основные команды и режимы прикладной компьютерной системы автоматизированного проектирования «КОМПАС-3D»;
● преобразовать модель слайсеров в программу CURA и Z-Suite;
● создавать и вносить изменения в чертежи объектов проектирования средствами компьютерной прикладной системы;
● использовать основные команды и режимы системы трехмерного моделирования;
● создавать модель с помощью геометрических форм и в дальнейшем печать этой модели из пластика
владеют навыками:
● построения композиции при создании графических изображений;
● использования меню, редактирование, строки состояния прикладной компьютерной системы автоматизированного проектирования в программе «КОМПАС-3D»;
● изменения размеров;
● проектирования несложных трехмерных моделей объектов;
работы в группе над общим проектом;
· с помощью нагревания пластика, путем нанесения слоя пластика изготовляются проектные макеты, которые можно использовать в различных средах, например в медицине, машиностроении и т.д.
Цель фестиваля — популяризация физической культуры и спорта, а также развитие массового футбола среди обучающихся образовательных организаций.
Основные задачи Фестиваля:
– привлечение Обучающиеся, к регулярным занятиям физической культурой;
– укрепление здоровья Обучающихся и формирование здорового образа жизни;
– популяризация и развитие футбола в Российской Федерации;
– увеличение количества занимающихся футболом путем привлечения к участию в Фестивале всех возрастных групп и категорий Обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
– реализация «Программы развития дошкольного футбола» РФС, направленной на ознакомление с видом спорта «футбол» воспитанников дошкольных образовательных организаций Российской Федерации (вовлечение воспитанников дошкольных образовательных организаций к занятиям физической культурой через участие в мероприятиях Фестиваля в рамках формы физического воспитания «Активный отдых» согласно Федеральной образовательной программе дошкольного образования, утвержденной Приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования»);
– привлечение родителей Обучающихся к занятиям физической культурой и стимулирование заинтересованности в развитии двигательной активности Обучающихся через проведение совместных с родителями мероприятий
МОУ «СШ № 8»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8»
1 сентября 2024 г. в муниципальном общеобразовательном учреждении города Джанкоя Республики Крым «Средняя школа №8» в рамках регионального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование» будут организованы новые места дополнительного образования детей.
Региональный проект направлен на развитие дополнительного образования, сопровождение и поддержку детей, на помощь в самоопределении и ранней профессиональной ориентации.
В нашей школе этот проект будет реализован в физкультурно - спортивном направлении. Это направление мы разделили на возрастные группы. Мы рады открытию новых возможностей для развития детей, укрепления их здоровья и удовлетворения интересов. Это позволит максимально раскрыть потенциал каждого ребенка и помочь ему достичь успеха в области спорта.
Педагог, Кутовой М.А.., будет заниматься реализацией этого проекта, а соответственно, и работать с детьми. На сегодняшний день разработан проект рабочей программы дополнительного образования детей.
Благодаря национальному проекту «Образование» для спортивного направления будет закуплено много нового, удобного, современного оборудования, много другого немало важного оборудования для активных занятий на свежем воздухе.
В соответствии с приказом отдела образования администрации города Джанкоя Республики Крым от 18.11.2024 г. №474/02-01 «О проведении мастер-классов для педагогов дополнительного образования в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» и центров «Точка роста» в 2024 году» и графиком проведения методических объединений в ноябре 2024 года в МОУ «СШ №8» 26.11.2024 года проводился мастер – класс для педагогов дополнительного образования в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» и центров «Точка роста», в котором приняли участие педагоги дополнительного образования:
- Джелилева З.Р. («САПР, включая 3D-прототипирование, создание 3D-моделей, черчение»)
- Пелых Д.Н. («Робототехника»)
- Шихайло С.В. («Шахматы)
Важность развития технической направленности дополнительного образования в школе заключается в том, что в настоящий момент в России развиваются нанотехнологии, электроника, механика и программирование. То есть созревает благодатная почва для развития компьютерных технологий и робототехники. Успех нашей страны в XXI веке определяют не природные ресурсы, а уровень интеллектуального потенциала, который определяется уровнем самых передовых на сегодняшний день технологий.
Уникальность образовательной робототехники заключается в возможности объединить конструирование и программирование в одном курсе. Это способствует интегрированию преподавания информатики, математики, физики, черчения, естественных наук с развитием инженерного мышления. Техническое творчество — мощный инструмент синтеза знаний, закладывающий прочные основы системного мышления.
С сентября 2023 года в МОУ «СШ №8» программу дополнительного образования «Робототехника» реализует педагог дополнительного образования Пелых Д.Н.
В условиях дополнительного образования работа с конструкторами LEGO позволяет учащимся в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. Занятия робототехникой формируют специальные технические умения, развивают аккуратность, усидчивость, организованность, трудоспособность. Проведение массовых мероприятий научно-технической направленности показывает все большую представленность детских проектов по тематике «робототехника и конструирование» LEGO робототехнике. Цель: развитие научно‐технического и творческого потенциала личности ребенка путем организации его деятельности в процессе интеграции начального инженерно‐технического конструирования и основ робототехники.
Педагогические задачи, решаемые при реализации программ по робототехнике в дополнительном образовании:
– познакомить учащихся с основами программирования в компьютерных средах, предоставленных компанией LEGO, и на языках программирования роботов;
− развить умения творчески подходить к решению задачи;
− развить умения довести конструкцию до работающей модели;
−развить умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Реализация программ по робототехнике в образовательном процессе осуществляется с использованием методических пособий, специально разработанных фирмой LEGO для преподавания технического конструирования на основе своих конструкторов. Программы по робототехнике предполагают использование образовательных конструкторов LEGO как инструмента для обучения учащихся конструированию, моделированию и компьютерному управлению. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют учащимся в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель. Готовая модель выполняет поставленную самими учащимися задачу. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии. Программы предполагают использование компьютеров и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Компьютер используется здесь как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для готовых моделей. Учащиеся получают достаточно большое представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем. Методические особенности реализации образовательных программ предполагают сочетание возможности развития индивидуальных творческих способностей и формирование умений взаимодействовать в коллективе, работать в группе.
При освоении дополнительной общеразвивающей образовательной программы по робототехнике необходимо использовать возможность работать с несколькими возрастными группами. Педагогические технологии, которые могут использоваться в образовательном процессе:
- обучение в сотрудничестве;
- проектные методы обучения;
-игровая технология;
-информационно‐коммуникационные технологии.
Выполнение практических работ и подготовка к состязаниям роботов: проектирование, конструирование, программирование, испытание и запуск модели робота, должно проходить при непосредственном консультирования педагога, тщательной подготовки и соблюдения правил техники безопасности. Поэтому необходима организация занятий по подгруппам с учётом индивидуальных особенностей детей разных возрастных категорий: младшая – 10–12 лет. Организуются занятия и подгруппам в объединении, при подготовке к соревнованиям дополнительно проводятся индивидуальные занятия.
Формы занятий, которые необходимо использовать в процессе обучения робототехнике: лекционная - получение учащимися нового материала; самостоятельная – учащиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия, одного или нескольких занятий; проектная деятельность - реализация личных проектов; соревнования - участие детей в разнообразных мероприятиях по LEGO-конструированию.
По окончании изучения курса робототехники учащийся должен:
- знать основы механики, автоматики и программирования в компьютерных средах и на языках программирования роботов;
- уметь собирать модели, используя готовую схему сборки, а также по эскизу;
- уметь создавать собственные проекты и при необходимости программировать роботизированные модели.
Виды и формы контроля результатов изучения дополнительной общеразвивающей программы по робототехнике в учреждении дополнительного образования:
− индивидуальные задания;
− контрольные задания;
− личные проекты;
− участие в соревнованиях и мероприятиях различного уровня. Текущий контроль проходит в виде соревнований в учреждении или выставки роботов, оцениваемых по технологическим картам.
Итоговый контроль в конце учебного года проходит в виде состязаний роботов на итоговом занятии. Соревнования включают в себя проектирование, создание и программирование робота, способного выполнить сложные задания. Результаты контроля фиксируются в протоколах соревнований.
В настоящее время дополнительное образование детей в школе представлено рядом направлений: художественное, естественно-научное, физкультурно-спортивное, социально-педагогическое, туристско-краеведческое. Этот список является открытым и может быть пополнен в соответствии с запросами детей и их родителей.
В МОУ «СШ №8» согласно проекту «Успех каждого ребенка» физкультурно-спортивное направление является одним из направлений деятельности и представлено реализацией программы дополнительного образования «Шахматы», руководителем которой с 2021 года является педагог дополнительного образования Шахайло С.В.
Одной из отличительных особенностей опыта работы педагога является такая организация обучения детей игре в шахматы, при которой каждое следующее занятие является логическим продолжением предыдущего и увлекает детей в мир новых шахматных познаний.
Суть методики педагога обучения детей игре в шахматы заключается в том, что матовые ситуации изучаются не как обычно после знакомства со всеми фигурами (на это уходит 2-3 месяца), а с простейших матовых позиций (с изучения короля и ферзя, короля и ладьи). Все позиции после объяснения решаются самими обучающимися на демонстрационной доске (по 2 человека). Обучение шахматами по такой методике вызывает у детей большой интерес. Дети уже после 3-4 занятий умеют ставить мат, у них вырабатывается такая черта характера, как стремление побеждать.
Занятия шахматами развивают умственные способности детей, фантазию, тренируют его память, формируют и совершенствуют сильные стороны личности, такие качества, как воля к победе, решительность, хладнокровие, стойкость, выносливость, выдержка, терпение, находчивость, сосредоточенность, дисциплинированность мысли, нравственное благородство, честь, мужество, трудолюбие, даже способность к риску, наконец, учат работать с книгой.
Известный педагог В. Сухомлинский писал: «Без шахмат нельзя представить полноценного развития умственных способностей и памяти». А.В. Луначарский говорил:
«Шахматы - это так сказать, борьба на разных началах. Вы имеете такие шансы, как и ваш противник, путем комбинаций, расположения фигур дается возможность бесконечно разнообразного маневрирования, а это приучает человека быть хозяином самому себе, относиться к другому как к серьезному и равному противнику». «Обучение шахматной игре должно быть воспитанием способности самостоятельно мыслить», - считал Эм. Ласкер. А. Алехин сказал: «Шахматы прежде всего учат быть объективными. В шахматах можно сделаться большим мастером лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно также, как и в жизни».
В работе с детьми реализуется концепция здоровьесберегающего обучения. Педагог определяет и фиксируюет психологический климат на занятиях, проводит эмоциональную разрядку, следит за соблюдением у детей правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием видов деятельности в течение занятия. Для повышения умственной работоспособности детей и предупреждения наступления преждевременного утомления проводятся «Суперфизкультминутки», в состав которых входят упражнения по формированию осанки, воздействия на различные группы мышц рук, ног, позвоночника, упражнения на выработку рационального дыхания, релаксационные упражнения для мимики лица и упражнения по снятию утомления со зрительного анализатора.
Для формирования у детей интереса к занятиям, педагог применяет находки своих коллег, обучающих детей игре в шахматы:
- заготовки «Шахматных досок» на бумаге;
- иллюстрации с изображением шахматных фигур;
- магнитные шахматные фигуры;
- задачи на бумажных диаграммах;
- шахматные загадки;
- брошюра «Словарь шахматных терминов»;
- материал для самостоятельного чтения «чемпионы мира по шахматам»;
- электронное пособие (презентация) «Чемпионы мира по шахматам»;
- электронное пособие (презентация) «Лесная шахматная школа»;
- электронное пособие «Суперфизкультминутка»;
- кроссворды;
- интерактивное тестирование;
- стихи о шахматах;
- загадки о шахматах.
Обучение игре в шахматы проходит планомерно и последовательно. Каждое занятие прорабатывается без спешки. Изучение теоретических вопросов сопровождается одновременным разыгрыванием всех примеров на шахматной доске. Если что-то непонятно, происходит повторный и более внимательный разбор изучаемого материала.
Необходимым условием обучения игре в шахматы является последовательность мыслительных операций. Уже на первых порах приобщения к игре юный шахматист убеждается, что одного желания выиграть партию, добиться высокого материального преимущества или провести красивую комбинацию на доске недостаточно. Становится очевидным, что сильные позиционные комбинации не возникают по воле случая, а требуют определенной подготовки, они должны быть обоснованы. Дети начинают понимать, что комбинация возможна лишь тогда, когда накоплен ряд позиционных преимуществ, имеются лучшая координация в действии фигур, перевес в силах на каком-либо участке доски, обеспечено безопасное положение короля. Тем самым шахматы неизбежно учат детей: выбор наиболее правильных решений всегда должен опираться на объективный учет и оценку имеющихся условий.
На занятиях в ходе изучения теоретического материала происходит развитие любознательности. А во время самостоятельной игры обучающихся между собой юные шахматисты учатся понимать, что многих ошибочных ходов или даже проигрыша партий можно будет избежать, если будешь хорошо знать разработанные ранее и уже известные в теории шахмат правила и варианты. Так рождается первоначальное желание ознакомиться с элементарными комбинациями и дебютными ловушками, которые затем перерастают в устойчивую потребность глубокого изучения теории шахмат.
Обучение детей игре в шахматы по дополнительной программе строится на принципах:
· мобильности (играть в шахматы можно в любом месте: на полу, за столом, на отдыхе);
· доступности (игра доступна и по цене, и по организации);
· преемственности (взаимодействие с родственниками юных шахматистов);
· обучение игре в шахматы должно начинаться своевременно и быть постепенным (пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретенного и пользуются им для приобретения нового);
· обучение должно проходить природосообразно, в соответствии с психологическими особенностями обучающихся;
· порядка и систематичности - одно из главных условий успеха в обучении; занятия должны давать достаточно глубокие и основательные знания;
· обучение должно всячески развивать у детей самодеятельность, активность, инициативу;
· обучение должно быть посильным для детей, не чрезмерно трудным и не слишком легким.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме.
Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.
В итоге реализации дополнительной программы «Шахматы» дети осваивают шахматную терминологию, принципы разыгрывания дебюта, тактические приемы, применяемые в эндшпиле, способы достижения матовых ситуаций и объективного результата, овладевают стратегическими позиционными схемами ведения игровой партии.
В настоящее время наиболее интенсивные изменения происходят в области технологий: появилась совершенно новая отрасль – нанотехнологии, широкое применение имеют лазерные технологии, которые с помощью пластика изготавливают модели по своему вкусу и своему применению, а также с помощью проектирования моделей можно создать копию той детали, которой уже нет. Решение поставленных задач невозможно представить без обеспечения должного уровня графической подготовки школьников. Новизна и отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в одновременном изучении как основных теоретических, так и практических аспектов, что обеспечивает глубокое понимание инженерно-производственного процесса в целом.
С сентября 2021 года в школе реализуется программа дополнительного образования детей «САПР, включая 3D-прототипирование, создание 3D-моделей, черчение».
Во время занятий учащиеся рассматривают следующие темы:
- Основы работы с 3D-ручкой. Технологии моделирования (проектирование, создание фигур, а также моделирование в прикладных программах);
- Введение в программу «КОМПАС-3D» (интерфейс программы «Компас 3D», система координат и плоскости проекций, панель геометрии.);
- Геометрические объекты (создание эскизов, создание объёмных элементов.);
- Построение сложных объектов (создание элементов по траектории, создание элементов по сечениям, создание элементов с использованием массивов, редактирование детали, различные операции с деталью.);
- 3D Печать. Принципы работы и устройство 3D принтера. Работа в слайсере. (Печать деталей на 3D принтере.);
- Выполнение индивидуального проекта. (Создание 3D модели с дальнейшей печатью на 3D принтере.)
ЦЕЛь РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Формирование базовых знаний в области проектирования технологических процессов с помощью систем автоматизированного проектирования, включая 3D-прототипирование, создание 3D-моделей, черчение.
По окончанию учебного курса обучающиеся знают:
● основные принципы построения композиции при создании графических изображений;
● основные понятия, типы файлов в программе «КОМПАС -3 D;
● принципы работы прикладной компьютерной системы автоматизированного проектирования «КОМПАС-3D», приемы использования меню, командной строки, панели инструментов, строки состояния;
● основные методы моделирования графических объектов на плоскости;
● принцип работы в системе трехмерного моделирования в программе «КОМПАС-3D», основные приемы работы с файлами, окнами проекций, командными панелями;
● принцип работы слайсеров CURA и Z-Suite.
умеют:
● использовать основные команды и режимы прикладной компьютерной системы автоматизированного проектирования «КОМПАС-3D»;
● преобразовать модель слайсеров в программу CURA и Z-Suite;
● создавать и вносить изменения в чертежи объектов проектирования средствами компьютерной прикладной системы;
● использовать основные команды и режимы системы трехмерного моделирования;
● создавать модель с помощью геометрических форм и в дальнейшем печать этой модели из пластика
владеют навыками:
● построения композиции при создании графических изображений;
● использования меню, редактирование, строки состояния прикладной компьютерной системы автоматизированного проектирования в программе «КОМПАС-3D»;
● изменения размеров;
● проектирования несложных трехмерных моделей объектов;
работы в группе над общим проектом;
· с помощью нагревания пластика, путем нанесения слоя пластика изготовляются проектные макеты, которые можно использовать в различных средах, например в медицине, машиностроении и т.д.
Цель фестиваля — популяризация физической культуры и спорта, а также развитие массового футбола среди обучающихся образовательных организаций.
Основные задачи Фестиваля:
– привлечение Обучающиеся, к регулярным занятиям физической культурой;
– укрепление здоровья Обучающихся и формирование здорового образа жизни;
– популяризация и развитие футбола в Российской Федерации;
– увеличение количества занимающихся футболом путем привлечения к участию в Фестивале всех возрастных групп и категорий Обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
– реализация «Программы развития дошкольного футбола» РФС, направленной на ознакомление с видом спорта «футбол» воспитанников дошкольных образовательных организаций Российской Федерации (вовлечение воспитанников дошкольных образовательных организаций к занятиям физической культурой через участие в мероприятиях Фестиваля в рамках формы физического воспитания «Активный отдых» согласно Федеральной образовательной программе дошкольного образования, утвержденной Приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования»);
– привлечение родителей Обучающихся к занятиям физической культурой и стимулирование заинтересованности в развитии двигательной активности Обучающихся через проведение совместных с родителями мероприятий